24 октября в Новосибирске начал работу Форум-выставка «Учебная Сибирь». В её деловой программе принял участие генеральный директор Национального агентства развития квалификаций Артем Шадрин
«Сегодня не осталось ни одной отрасли, которая бы не жаловалась на дефицит кадров. Три-четыре года назад мы слышали это от промышленников и аграриев, то сегодня об этом говорят и правоохранители, и транспортники, и авиаторы — нет ни одной сферы, которая бы не вела эти разговоры», — сказал на пленарном заседании деловой программы Форума-выставки «Учебная Сибирь» губернатор Новосибирской области Андрей Травников.
Спикер отметил, что работодатели активно включаются в решение этой проблемы, в донастройку образовательных программ, участвуют в реализации федеральных проектов «Профессионалитет» и «Передовые инженерные школы». Как результат ― 70% выпускников остаются работать в выбранной отрасли.
Вместе с тем, посетовал Травников, только каждый десятый работодатель Новосибирской области регулярно участвует в прогнозировании кадровой потребности экономики.
Артем Шадрин рассказал, что совсем недавно, осенью 2024 года, Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) провел опрос. Его результаты показали, что 82% крупнейших работодателей сталкиваются с дефицитом квалифицированных кадров. Повышением квалификации персонала занимаются 85% опрошенных, более 80% предприятий вовлечены во взаимодействие с профессиональными образовательными организациями.
Проект «Кадры для высокотехнологичного предприятия», реализуемый Базовым центром подготовки кадров Национального агентства, направлен на выстраивание эффективных взаимоотношений между работодателями и учебными организациями среднего профессионального образования, отметил спикер.
Шадрин рассказал о механике этого проекта. На первом этапе выявляется дефицит знаний выпускников СПО, которые реально требуются в работе на предприятиях. На этом же этапе проект предполагает содействие созданию на предприятиях структур, профессионально занимающихся взаимодействием с системой образования.
Далее в ходе реализации проекта анализируются образовательные программы, выявляются причины дефицита знаний, проводится корректировка, актуализация программ, сказал руководитель Национального агентства. Также проводятся стажировки преподавателей колледжей на предприятиях, осуществляется перевод учебного материала на использование технологической документации индустриальных партнеров.
В пилотном проекте, реализованном в Красноярском крае, был использован системный подход к решению задачи подготовки кадров, отметил Шадрин. В ходе проекта применялась технология создания индивидуальных учебных планов, формировались учебные бригады, когда готовый к работе микроколлектив создавался еще во время обучения в колледже. В результате взаимодействия с индустриальными партнерами учебные программы колледжей были актуализированы на 20 ― 70%.
На пленарном заседании прозвучали выступления заместителя министра науки и высшего образования Российской Федерации Ольги Петровой, лидера федерального общественно значимого просветительского проекта «Школа мечты» Натальи Кравченко, ректора Новосибирского национального исследовательского государственного университета Михаила Федорука, проректора Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» Татьяны Васильевой, заместителя директора Федерального института оценки качества образования Ильи Денисенко. С приветственным словом в адрес участников Форума-выставки «Учебная Сибирь» выступила президент Российской академии образования Ольга Васильева.
Артем Шадрин также выступил на пленарном заседании «Кадры для промышленности региона». Он рассказал о необходимости повышения квалификации преподавателей для повышения качества образования в колледжах и техникумах. В качестве примера спикер отметил опыт компании «СИБУР», которая организует и финансирует проведение стажировок преподавателей СПО из полутора десятка регионов страны.
Шадрин также рассказал о проекте «Менделеевские классы», который реализуется с участием ведущих химических компаний страны в общеобразовательных школах. Индустриальные партнеры не только участвуют в обучении школьников, но и создают химические лаборатории в школах.