27 декабря Президент России Владимир Путин провел заседание Государственного Совета по вопросам повышения роли и престижа педагога и наставника. В Георгиевском зале Большого Кремлёвского дворца собрались члены Правительства России, руководители палат Федерального Собрания РФ, главы регионов, а также учителя, наставники, ветераны СВО. Накануне, 26 декабря, генеральный директор Национального агентства развития квалификаций Артем Шадрин принял участие в семинаре-совещании по подготовке заседания Государственного Совета
Во вступительной речи Владимир Путин отметил, что воспитательная работа не должна быть ограничена рамками школы: «Нам нужно сформировать именно целостную систему наставничества для детей и молодёжи». Президент указал, что сегодня традиции наставничества возрождаются, развиваются на качественно новом уровне и в частном бизнесе, и в госкомпаниях – таких как РЖД, «Росатом», а также в учреждениях образования и здравоохранения. «Наставничество для отечественной экономики – это новое качество роста, сокращение издержек, повышение производительности труда, а это, как всем известно, ключевой элемент развития страны в целом. Это подготовка квалифицированных кадров, которые сейчас критически необходимы нашим предприятиям», ‒ подчеркнул он.
Президент напомнил, что пять лет назад был учрежден знак отличия «За наставничество», и предложил учредить также ежегодную премию «Наставник года». Он также добавил, что наряду с моральными должны существовать и материальные инструменты поощрения такого значимого для страны труда. Поэтому возможности начисления доплат за работу наставников нужно предусмотреть законодательно.
Кроме того, Путин отметил, что учебные курсы и модули по наставничеству, изучение лучших практик должны быть включены в программы повышения квалификации не только работников реального сектора экономики, но и учителей, врачей, управленцев, которые работают на предприятиях, в регионах и муниципалитетах.
Руководитель рабочей группы Госсовета по образованию, губернатор Севастополя Михаил Развожаев сообщил собравшимся, что в этом году в школах были введены уроки профориентации, позволяющие ребятам начинать осваиваться в современном рынке труда уже со школьной скамьи. В школу вернулось в этом году и трудовое воспитание.
В уходящем году под началом губернаторов проводился комплекс мероприятий, посвященных образованию, педагогам. В Год педагога и наставника впервые были реализованы 470 видов мер социальной поддержки, из них свыше 100 мер поощрения и стимулирования учителей, – отмечено в докладе Развожаева.
Глава профильной рабочей группы Госсовета предложил реализовать ряд мер поддержки наставничества:
1) внести в трудовое законодательство возможность материального стимулирования наставников с освобождением этих выплат от налога на доходы физических лиц;
2) создать условия для привлечения специалистов разного профиля из реального сектора экономики для проведения занятий по профессии в школах, для подготовки наставников использовать ресурсы Российского общества «Знание»;
3) привлечь к работе с молодежью, реализуемой, в частности, «Движением первых», людей, имеющих значительные заслуги перед обществом, в том числе героев СВО;
4) проводить ежегодный конкурс «Наставник года» совместно с АНО «Россия – страна возможностей» и организовать обсуждение темы наставничества на всероссийских форумах и тематических площадках;
5) рассмотреть вопрос об учреждении памятной даты – Дня наставника.
Губернатор Камчатского края Владимир Солодов внес предложение создать онлайн-платформу для наставников, которая позволит проводить верификацию операторов, обмениваться лучшими практиками, находить наставляемых или наставников и объединить сообщество вовлеченных в наставническую деятельность воедино. Показатели этой платформы можно было бы использовать как объективную метрику, оценку развития наставничества в стране.
А директор ОКБ «Факел» Геннадий Абраменков предложил определить правовой статус наставника в профстандарте или в трудовом законодательстве, для того чтобы предприятия могли формулировать требования к должностным инструкциям и правовым полномочиям наставников.
Генеральный конструктор акционерного общества «Исток» Александр Борисов рассказал о четырех видах наставничества, реализуемых на предприятии: для школьников, студентов, для новых работников предприятия на период их адаптации в должности и для профессионального обучения работников предприятия. Благодаря наставничеству для новых работников предприятия, в частности, удалось снизить текучесть кадров с 16% в 2019 году до 4% в 2023-м.
Борисов также поддержал предложение законодательно определить статус наставника, цели и задачи наставничества, разработать систему ранжирования наставников по уровню их компетенции и др.
Сурдопереводчик, мастер производственного обучения и преподавателя спецдисциплин Нижнетагильского техникума металлообрабатывающих производств и сервиса Елена Литвинова отметила, что сами наставники также много получают от своих подопечных, учатся у них терпению, воле к победе и другим «мягким навыкам». Литвинова предложила разработать федеральный закон, регулирующий наставничество, а также документ, определяющий требования к уровню компетенции наставника. Таким документом может стать профессиональный стандарт в сфере образования, предположила она.
Одновременно заместитель Председателя Правительства РФ Татьяна Голикова обратила внимание на возможные риски бюрократизации сферы наставничества. Излишняя формализация и структурирование могут привести к тому, что добровольное наставничество, наставничество по велению души, исчезнет, отметила она.
При подготовке новости использованы фотографии и информация пресс-службы Президента России.