30 октября – 1 ноября 2022 года в Санкт-Петербурге прошел XX Общероссийский форум «Стратегическое планирование в регионах и городах России». Национальное агентство развития квалификаций стало соорганизатором двух панельных дискуссий Форума. При участии агентства прошли дискуссии «Сценарии развития системы подготовки кадров и рынка труда: успеть за технологиями» (совместно с Исследовательской группой «Конструирование будущего») и «Поиск новой модели высшего образования и роль третьей миссии университетов» (совместно с Консорциумом Леонтьевский центр – AV Group). Модератором заседаний стал генеральный директор Национального агентства Артем Шадрин
Панельная дискуссия «Сценарии развития системы подготовки кадров и рынка труда: успеть за технологиями», состоявшаяся 30 ноября, собрала представителей бизнеса, образовательных организаций, а также ученых, занимающихся вопросами формирования образовательной системы.
Ключевой темой обсуждения стали актуальные технологические изменения, которые приводят к ускоренному возникновению новых профессий и сжатию жизненного цикла квалификаций. Как повысить адаптивность высшего образования к постоянно меняющемуся рынку труда? Какие шаги должны быть предприняты на различных уровнях принятия решений – федеральном, региональном, корпоративном для обеспечения ускоренного развития квалификаций? Ответы на эти вопросы искали участники панельной дискуссии.
«Для того чтобы не отставать от технологических изменений, школы, техникумы и вузы должны обеспечивать быструю адаптацию образовательных программ», – считает модератор панельной дискуссии Артем Шадрин. Руководитель Национального агентства привел в пример федеральный проект «Кадры для цифровой экономики», кардинально меняющий культуру преподавания цифровых технологий для специалистов широкого диапазона отраслей.
В числе важных аспектов изменений Шадрин также назвал модернизацию обучения управленческим навыкам и предпринимательским компетенциям. Для развития современной экономики необходимо оперативно создавать рабочие места в новых отраслях, отметил он. Это могут быть как коммерческие стартапы, так и новые НКО.
Руководитель Национального агентства подчеркнул, что обновление образовательных программ поможет обеспечить вовлечение работодателей в деятельность образовательных организаций. Подобное взаимодействие может быть реализовано в формате создания базовых кафедр, институтов, проектного обучения. На государственном уровне необходимо дополнить отраслевые программы развития компонентом подготовки кадров, развития кадрового потенциала, сказал Шадрин.
Директор Центра управления знаниями Международного НИИ проблем управления Сергей Переслегин считает, что в настоящее время происходит процесс распада глобальной экономики на «малые локальные миры», который может продлиться от 20 до 200 лет, и этот распад должен затронуть и сферу образования. России очень важно продолжить развитие национальной системы образования и в новых условиях. Спикер считает, что эта ситуация создает запрос не на исполнителей, а людей, обладающих способностью к самостоятельному мышлению. Заложить ее может только семья с помощью общества и государства, отметил спикер.
В своем выступлении Переслегин сделал анализ образовательных систем, охватывающий период от античности до современности. Ученый указал на недостатки и преимущества различных подходов, которые было бы правильно учесть в российской практике.
Сотрудник Института современного государственного развития Андрей Столяров продолжил тему переосмысления системы отечественного образования, затронутую предыдущим докладчиком. Спикер отметил, что существующая система заключается в накоплении компетенций, приводящем к появлению так называемых необразованных специалистов. Последние обладают компетенциями в своей области деятельности, но совершенно не квалифицированы в других областях знания.
В результате все, что могут предложить такие специалисты – псевдомодернизация. Однако технологии невозможно улучшать до бесконечности, существует модернизационный барьер – нужна абсолютно новая техника, новые технологии, новые научные школы. Помочь преодолеть барьеры может только человек думающий, убежден Столяров.
В дискуссии также приняли участие руководитель экспертной группы Комитета РСПП по научно-образовательной и инновационной политикам Александр Гордеев, соучредитель АНО «Информационная культура», советник директора Московского государственного института электроники и математики Высшей школы экономики Василий Буров и директор департамента программ государственного управления Московской Школы Управления «СКОЛКОВО» Ольга Семенова.
1 ноября прошла панельная дискуссия «Поиск новой модели высшего образования и роль третьей миссии университетов», в ходе которой эксперты обсудили промышленно-технологическую политику России и роль системы высшего образования в ее реализации. Университеты во все большей степени выполняют функции нефинансового института развития, реализуя роль «фабрики мысли» – think tank. Таким образом, высшая школа в определенной мере берет на себя аналитическую и консалтинговую поддержку задач социально-экономического развития территорий.
Руководитель направления «Социальное развитие» Консорциума Леонтьевский центр – AV Group Юлия Ильяева представила результаты исследования «Новая промышленно-технологическая политика России» в разрезе кадровых проблем регионов. В частности, аналитики установили, что далеко не всегда учебные организации реагируют на инвестиции, сделанные в ту или иную отрасль региона, а также появление новых рабочих мест, либо же такая реакция запаздывает.
Одним из возможных путей ускорения обратной связи работодателей и ответа на потребности рынка труда может быть внедрение проектного обучения. Подобная практика есть, к примеру, в Московском государственном институте электроники и математики Высшей школы экономики, рассказал в своем выступлении советник директора института Василий Буров.
Эксперты обсудили также роль социальных инноваций, предпринимательства студентов, взаимодействия с НКО в реализации «третьей миссии университетов» – вклада в развитие общества.
Участниками панельной дискуссии также стали заместитель директора департамента региональной промышленной политики и проектного управления Минпромторга России Дмитрий Королев, председатель Комитета по труду и занятости населения Санкт-Петербурга Дмитрий Чернейко, руководитель Центра карьер Санкт-Петербургского государственного университета Мария Дорохина, руководитель проекта «Московская техническая школа» Алексей Корзун, директор по экономической политике Высшей школы экономики Юрий Симачев, заместитель директора по проектной деятельности школы государственного управления и предпринимательства Института экономики и управления Уральского федерального университета Сергей Кульпин, помощник Губернатора Новосибирской области по вопросам науки, инноваций и образования Марина Ананич, директор Центра развития третьей миссии Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова Елена Исаева, директор Института подготовки кадров высшей квалификации Пятигорского государственного университета Татьяна Касаева.