Новости
02.06.2023
Третья миссия университета как драйвер развития

31 мая – 1 июня в Ярославле прошел Всероссийский форум «Третья миссия университета: проблемы и перспективы развития», организованный при содействии Национального агентства. Соорганизатором и ведущим спикером форума выступил генеральный директор НАРК Артем Шадрин

«Наша конференция, – сказал член Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Александр Русаков, – проходит в период переосмысления себя в мировом и национальном образовательном пространстве». Третья миссия университета, заключающаяся в обучении служением, работе на регион присутствия, становится равной первым двум – образованию и научной деятельности и должна найти отражения в программах развития университетов, подчеркнул  спикер.

Он отметил, что в настоящее время третья  миссия заключается в  служении университетов обществу и тесно связана с воспитательной работой и добровольчеством. Сенатор рассказал о проекте «ДНК России», включающем создание междисциплинарного курса, который позволит погрузить студентов университетов в систему духовных и нравственных ценностей.

Генеральный директор Национального агентства развития квалификаций, директор Института социально-экономического проектирования НИУ «Высшая школа экономики» Артем Шадрин считает третью миссию университета основным драйвером социально-экономического развития знаний и умений в социальной сфере. «Реализация третьей миссии подразумевает инкорпорирование теоретических знаний и умений в практическую деятельность и практические решения. Таким образом, третья миссия университетов заключается в их влиянии на социально-экономическое развитие городов и территорий присутствия. Это подразумевает выполнение университетами функций институтов развития – организаций, которые инициируют и поддерживают реализацию проектов», – сказал он.

Институт социально-экономического проектирования НИУ ВШЭ определяет три направления реализации третьей миссии. Первое  – вуз как аналитический центр, который помогает в выработке государственной политики, развитии территориальных кластеров. В числе университетов, которые более всего продвинулись в данном направлении, Шадрин назвал РАНХиГС, НИУ ВШЭ, МГУ, Финансовую академию. Многие региональные университеты принимают участие в развитии своих регионов в роли аналитических центров. Более чем в сотне российских вузов созданы «Точки кипения» – площадки для обсуждения задач социально-экономического развития территорий.

Второе направление, о котором рассказал спикер, – проектное обучение. Студенты могут быть вовлечены в проекты не только на стадии реализации, но и на этапе постановки задач. В числе прочего проекты  могут включать волонтерскую деятельность, позволяющую  обучающимся видеть непосредственные результаты своей работы.

Шадрин подчеркнул, что участие в проектной деятельности служит качественным средством развития общих, универсальных компетенций – умения работать в команде и  укладываться точно в срок, навыка принятия и делегирования ответственности и т.д. Согласно опросу,  работодатели  ставят эти умения  (soft skills) на второе место после узкопрофессиональных компетенций.

Наконец, третье направление – партнерство университетов с социально ориентированными некоммерческими организациями (СО НКО), или «обучение служением». СО НКО являются теми организациями, которые апробируют новые социальные проекты в обществе. Шадрин поблагодарил Ярославский государственный университет за лидерские разработки в данном направлении.

На состоявшихся в рамках форума секциях представители университетов, институтов развития, органов государственной власти и некоммерческих организаций обсудили темы проектного обучения и обучения служением, воспитательной работы в вузах, развития студенческого самоуправления и организации внеурочной деятельности, профориентации и трудоустройства выпускников вузов и организации деятельности аналитических центров в университетах.



Согласие на обработку файлов cookies
Продолжая использовать сайт, Вы даете АНО НАРК (ИНН 7 710 475 530), согласие на обработку файлов cookies и пользовательских данных. Если Вы не хотите, чтобы Ваши вышеперечисленные данные обрабатывались, просим отключить обработку файлов cookies и сбор пользовательских данных в настройках Вашего браузера или покинуть сайт.