31 мая – 1 июня в Ярославле прошел Всероссийский форум «Третья миссия университета: проблемы и перспективы развития», организованный при содействии Национального агентства. Соорганизатором и ведущим спикером форума выступил генеральный директор НАРК Артем Шадрин
«Наша конференция, – сказал член Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Александр Русаков, – проходит в период переосмысления себя в мировом и национальном образовательном пространстве». Третья миссия университета, заключающаяся в обучении служением, работе на регион присутствия, становится равной первым двум – образованию и научной деятельности и должна найти отражения в программах развития университетов, подчеркнул спикер.
Он отметил, что в настоящее время третья миссия заключается в служении университетов обществу и тесно связана с воспитательной работой и добровольчеством. Сенатор рассказал о проекте «ДНК России», включающем создание междисциплинарного курса, который позволит погрузить студентов университетов в систему духовных и нравственных ценностей.
Генеральный директор Национального агентства развития квалификаций, директор Института социально-экономического проектирования НИУ «Высшая школа экономики» Артем Шадрин считает третью миссию университета основным драйвером социально-экономического развития знаний и умений в социальной сфере. «Реализация третьей миссии подразумевает инкорпорирование теоретических знаний и умений в практическую деятельность и практические решения. Таким образом, третья миссия университетов заключается в их влиянии на социально-экономическое развитие городов и территорий присутствия. Это подразумевает выполнение университетами функций институтов развития – организаций, которые инициируют и поддерживают реализацию проектов», – сказал он.
Институт социально-экономического проектирования НИУ ВШЭ определяет три направления реализации третьей миссии. Первое – вуз как аналитический центр, который помогает в выработке государственной политики, развитии территориальных кластеров. В числе университетов, которые более всего продвинулись в данном направлении, Шадрин назвал РАНХиГС, НИУ ВШЭ, МГУ, Финансовую академию. Многие региональные университеты принимают участие в развитии своих регионов в роли аналитических центров. Более чем в сотне российских вузов созданы «Точки кипения» – площадки для обсуждения задач социально-экономического развития территорий.
Второе направление, о котором рассказал спикер, – проектное обучение. Студенты могут быть вовлечены в проекты не только на стадии реализации, но и на этапе постановки задач. В числе прочего проекты могут включать волонтерскую деятельность, позволяющую обучающимся видеть непосредственные результаты своей работы.
Шадрин подчеркнул, что участие в проектной деятельности служит качественным средством развития общих, универсальных компетенций – умения работать в команде и укладываться точно в срок, навыка принятия и делегирования ответственности и т.д. Согласно опросу, работодатели ставят эти умения (soft skills) на второе место после узкопрофессиональных компетенций.
Наконец, третье направление – партнерство университетов с социально ориентированными некоммерческими организациями (СО НКО), или «обучение служением». СО НКО являются теми организациями, которые апробируют новые социальные проекты в обществе. Шадрин поблагодарил Ярославский государственный университет за лидерские разработки в данном направлении.
На состоявшихся в рамках форума секциях представители университетов, институтов развития, органов государственной власти и некоммерческих организаций обсудили темы проектного обучения и обучения служением, воспитательной работы в вузах, развития студенческого самоуправления и организации внеурочной деятельности, профориентации и трудоустройства выпускников вузов и организации деятельности аналитических центров в университетах.