16 февраля 2021 состоялся установочный семинар «Профессиональный экзамен для студентов в 2021 году». Организатор мероприятия - Базовый центр подготовки кадров Национального агентства развития квалификаций (Национальное агентство).
Открыла семинар Алла Факторович, заместитель генерального директора Национального агентства. Она уточнила, что обсуждаемая тема одинаково важна для государства, бизнеса, системы образования, потому что речь идет о качестве подготовки кадров, управления этим качеством, доверии к этому качеству.
С 2018 г. Национальное агентство реализует проект по совмещению процедуры промежуточной и итоговой аттестации обучающихся с профессиональным экзаменом - независимой оценкой квалификации (НОК). Это дает возможность оценить и образовательные результаты, и профессиональную квалификацию студентов и выпускников.
«По прошествии 3 лет мы имеем разработанные, апробированные, описанные финансовые, организационные, а также методические механизмы. 3500 студентов и выпускников уже прошли через совмещённую процедуру, и 42 % из них подтвердили свою квалификацию и получили свидетельства», - отметила Алла Факторович.
Она подчеркнула, что Базовый центр подготовки кадров Национального агентства протестировал модель на профессиональном обучении и среднем профессиональном образовании (СПО) и получил признанные всеми участниками эффекты. Все решения доведены до уровня методических рекомендаций, фактических инструкций, которые позволяют любой образовательной организации легко включиться в проект и выстроить свой план работы в нём.
«…Сегодня мы говорим, что наши результаты - эта подтвердившая результативность практика, которая достойна тиражирования в СПО и может быть перенесена на систему высшего образования. Тем более 28 марта 2020 года вышли поручения Президента России, одно из которых напрямую указывает на необходимость проведения пилотного проекта по внедрению независимых профессиональных экзаменов для обучающихся высших учебных заведений, - уточнила Алла Факторович.
Ольга Клинк, руководитель Базового центра подготовки кадров Национального агентства, сосредоточила внимание на вопросах тиражирования результатов проекта. Она рассмотрела алгоритм подготовки и проведения аттестации, совмещенной с независимой оценкой квалификации (НОК), и рассказала, что НОК студентов не самоцель, а составляющая мероприятий по повышению качества подготовки кадров. Полный цикл работы включает:
- актуализацию образовательных программ на основе профессиональных стандартов с учетом результатов НОК обучающихся и(или) при подготовке к применению НОК для аттестации;
- повышение квалификации педагогов – обеспечение их готовности к применению инструментов национальной системы квалификации в подготовке кадров (программы, разработанные Базовым центром, размещены в открытом доступе на сайте - https://bc-nark.ru/projects/all/levelup/programs/);
- знакомство студентов с требованиями профессиональных стандартов, НОК, обучение использованию инструментов национальной системы квалификаций в построении карьеры;
- развитие наставничества на производстве;
- проведение мероприятий по поддержке трудоустройства выпускников, развитию взаимодействия вузов и колледжей с работодателями;
- развитие взаимодействия вузов и колледжей с советами по профессиональным квалификациям, центрами оценки квалификации при посредничестве региональных методических центров национальной системы квалификаций, центров опережающей профессиональной подготовки и т.п.;
- профессионально-общественную аккредитацию образовательных программ.
Кроме этого, Ольга Клинк рассказала, как Национальным агентством будет организовано сопровождение реализации проекта, что надо написать в заявке и куда ее подать.
С региональным опытом реализации проекта «Профессиональный экзамен для студентов» и планами его масштабирования участников семинара познакомила Валентина Федотова, директор Межотраслевого центра развития квалификаций ФГАОУ ВО «УрФУ имени первого Президента России Б.Н. Ельцина».
Своей практикой внедрения независимой оценки квалификации в аттестационные процедуры студентов вузов и апробацией пилотного проекта Совета по профессиональным квалификациям в наноиндустрии «Вход в профессию» поделилась Ольга Крюкова, заместитель председателя СПК в наноиндустрии, генеральный директор НП «Межотраслевое объединение наноиндустрии».
Мнение представителей системы образования озвучил Юрий Шляго, руководитель Экзаменационного центра Санкт-Петербургского государственного технологического института (технического университета). Он рассказал о новых подходах к организации образовательного процесса вузов, основанных на применении инструментов национальной системы квалификаций.
Цифровые ресурсы НОК, поддерживающие реализацию проекта «Профессиональный экзамен для студентов», представила Евгения Иванова, ведущий специалист Базового центра подготовки кадров Национального агентства. Она рассказала о методических и информационных материалах проекта, размещенных на сайте Базового центра подготовки кадров
(https://bc-nark.ru/projects/education/profexam/), применении для выбора профессиональных квалификаций, поиска центра оценки и подготовки к аттестации, совмещенной с НОК, Реестра сведений о проведении независимой оценки квалификации, сервисов «Демоэкзамен» и «Онлайн-экзамен». Кроме этого, образовательные организации и работодатели были приглашены к участию в централизованном проведении теоретической части профессионального экзамена.
Заявки на организационно-методическое сопровождение проекта можно подать до 1 марта по электронной почте bc@nark.ru.
В работе семинара приняли участие свыше 1000 человек. Участниками мероприятия стали: образовательные организации среднего профессионального образования(СПО), профобучения и высшего образования; региональные органы исполнительной власти; работодателей; советы по профессиональным квалификациям (СПК),центры оценки квалификаций ( ЦОК); региональные методические центры Национальной системы квалификаций (НСК); центры опережающей профессиональной подготовки .
Видеозапись семинара с выступлением спикеров и ответами на вопросы участников можно посмотреть по ссылке https://youtu.be/K3DmklfEDL8