
25 мая в Государственном университете просвещения состоялась стратегическая сессия «Наставничество в России как вызов времени». В рамках мероприятия участники обсудили ключевые вопросы, связанные с разработкой стратегических инициатив в сфере наставничества. Это мероприятие стало первым, где представители из разных сфер применения наставничества выступили в качестве разработчиков профессионального стандарта
В работе сессии приняли участие заместитель генерального директора Национального агентства развития квалификаций Алла Факторович и руководитель Базового центра подготовки кадров Ольга Клинк.
В обращении к участникам стратегической сессии директор Департамента государственной политики в сфере среднего профессионального образования и профессионального обучения Минпросвещения России Виктор Неумывакин отметил, что сегодня важно перейти от внутренних обсуждений к общественным, где будут собираться представители государственного, корпоративного и общественного секторов. А именно, необходимо перейти от разработок и улучшений внутренних документов, регулирующих наставничество в каждой конкретной организации, к систематизации и обобщению всего существующего опыта.
Мероприятие собрало на своей площадке более 90 участников, включая представителей крупнейших российских предприятий, образовательных и общественных организаций, включая РЖД, «Русгидро», «Русагро», «Роскомос», «Северсталь», «Росатом», «Сбер», «Татнефть», VK, «Сколково», Национальное агентство развития квалификаций, Российский Союз Молодёжи.
В ходе стратегической сессии были озвучены подходы к тому, как должен выглядеть институт наставничества в России. С одной стороны, требуется учитывать специфику наставничества в каждой из сфер, а с другой стороны, определить и выделить конкретику, что именно объединяет наставников с производства, в образовании и социальной сфере.
Стратегическая сессия показала, что однозначно ответить на эти вопросы можно только через непрерывное взаимодействие и открытый диалог представителей государства, реального сектора экономики, образования и социальной сферы.
Участники обозначили ключевые вопросы, связанные с разработкой профстандарта «Наставник». Например, необходимо уделить большее внимание проблемам определения функционала и подготовки наставников, а также разделить понятия «педагога» и «наставника». Профстандарт «Наставник» должен иметь уровневую структуру и учитывать квалификацию наставника. При описании трудовых функций важно предусмотреть разработку программы наставничества.
Участники стратсессии обсудили практики внедрения наставничества не только на рабочем месте, в образовании и социальной сфере, но и в волонтерской сфере, которое осуществляется вне рамок трудовых отношений.
«Наставничество обсуждается уже не первый год на различных площадках. Многие компании и федеральные органы исполнительной власти серьезно преуспели в этом вопросе, создав стройную систему наставничества. В ходе сегодняшней стратегической сессии перед нами стоит практическая задача. Мы должны договориться о конкретных моментах, которые мы предпринимаем в подготовке документов по наставничеству с юридической и практической точки зрения», — говорит Виктор Неумывакин, директор Департамента государственной политики в сфере среднего профессионального образования и профессионального обучения Минпросвещения России.
«Разработка профстандарта – серьезный вызов для профессионального сообщества. Востребованность этого стандарта очень высока, но и различных экспертных позиций много. Важно четко определить периметр наставнической деятельности, ее отличие от других, близких видов профессиональной деятельности. В рамках проектно-аналитической сессии были сформулированы интересные идеи и предложения, которые будут использоваться в дальнейшей работе над документом», – отметила Алла Факторович.
«Сегодня наш университет станет площадкой для диалога и объединения усилий по созданию будущего образа системы наставничества. В процессе нашей стратегической сессии мы сможем перейти от общих обсуждений непосредственно к разработке конкретных предложений», — считает Ирина Кокоева, исполняющая обязанности ректора Государственного университета просвещения.
«Наставничество как социальное явление и профессиональная технология охватывает множество сфер. Наша задача на сегодня — обсудить, какие задачи стоят перед системой наставничества и каким содержанием необходимо наполнить нормативные документы, чтобы их решить. Один из этих документов — профстандарт. Он легитимизирует для организации найм сотрудника на должность наставника», — прокомментировала Любовь Духанина, председатель Совета по профессиональным квалификациям в сфере образования.