19 мая состоялось заседание Коллегии Министерства науки и высшего образования Российской Федерации «Об итогах деятельности Министерства науки и высшего образования Российской Федерации за 2022 год и задачах на 2023 год». В работе приняли участие руководители Министерства науки и высшего образования РФ, Министерства труда и социальной защиты РФ, представители региональных органов исполнительной власти, вузов и крупных российских предприятий
Министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков затронул реализацию проектов «Передовые инженерные школы» и «Платформа университетского технологического предпринимательства», мероприятий нацпроекта «Наука и университеты», сопровождение программы по поддержке вузов «Приоритет 2030», создание научно-образовательных центров и университетских кампусов.
Фальков отметил, что новая система высшего образования предполагает существенную переработку действующего механизма. Вместо бакалавриата и специалитета будет осуществляться подготовка специалистов по базовому высшему образованию со сроком обучения от 4 до 6 лет. «Важно уйти от простого противопоставления специалитета и бакалавриата в сторону гибкости сроков в обучении в формате базового образования, потому что сроки обучения диктуются рынком труда, квалификацией, требованием работодателей. Форма тоже важна, но я бы не стал уделять ей гипертрофированное внимание. Кроме того, в новой системе важно четко развести образовательную ступень и профессиональные квалификации в документах об образовании, соблюсти баланс между фундаментальностью и применимостью знаний в условиях меняющихся задач на рынке труда», — подчеркнул он.
«Одним из важных вопросов транслирования актуальных квалификационных требований, которые формируются рынком труда, в систему образования является учет содержания профессиональных стандартов, – сказала заместитель министра труда и социальной защиты Елена Мухтиярова. – Однако мы понимаем, что надо двигаться дальше».
Основными проблемами действующей системы профстандартов, по мнению заместителя министра, являются:
-
открытость системы разработки профстандартов, ставящая описание видов профессиональной деятельности в зависимость от разработчика конкретного документа. Такая ситуация обуславливает необходимость сохранения системы Единых квалификационных справочников, которые не обновлялись уже длительное время;
-
отсутствие в профстандартах информации о средствах и орудиях труда, технологиях работы, усложняющее разработку образовательных программ и средств оценки профессиональных квалификаций;
-
длительные сроки разработки, согласования и введения в действие профстандартов, препятствующие гибкому реагированию на новые запросы работодателей.
В качестве одного из механизмов решения перечисленных проблем Мухтиярова назвала создание двухуровневой системы профстандартов, состоящей из собственно профстандартов и их отраслевых профессиональных характеристик. Отраслевые характеристики могут разрабатываться силами заинтересованных сторон, рассматриваться советами по профессиональным квалификациям, носить рекомендательный характер. При этом подобные документы могут быть, по мнению заместителя министра, освобождены от утверждения нормативными правовыми актами. Возможно также создание системы микроквалификаций, содержащих конкретные требования к работнику для решения отдельных профессиональных задач, отметила Мухтиярова. В частности, владение микроквалификациями давало бы возможность студентам трудоустраиваться и накапливать опыт работы.
Генеральный директор ПАО «КАМАЗ» Сергей Когогин в своем выступлении отметил, что в новых условиях крайне важной становится роль взаимодействия промышленности и науки. «Нам нужны качественные и быстрые новые решения в области подготовки инженерных кадров как для разработки, так и для управления производством. В этой связи мы были ярыми сторонниками передовых инженерных школ. Это очень важный проект. Рассчитываем получить специалистов нового уровня именно во взаимодействии образования и промышленности», — сказал он.
Помощник Президента Российской Федерации Андрей Фурсенко в заключительном слове подчеркнул, что при совершенствовании системы и в части науки, и в части высшего образования, нужно обеспечить преемственность, взяв из действующих механизмов весь положительный опыт. Также следует переместиться с позиции контроля отслеживания процесса к контролю его результатов.
При подготовке новости использована информация и фото из новостей официального сайта Минобрнауки России.