20 апреля 2022 года в верхней палате Федерального собрания РФ прошла стратегическая сессия «Высшее образование как основа для формирования компетенций цифровой экономики», в работе которой принял участие генеральный директор Национального агентства развития квалификаций Артем Шадрин
Модератор дискуссии, председатель Комитета СФ по науке, образованию и культуре Лилия Гумерова отметила, что целью стратегической сессии является подготовка рекомендаций по совершенствованию подходов в сфере высшего образования. Их дальнейшее обсуждение состоится на заседании Совета по развитию цифровой экономики при Совете Федерации, которое пройдет в конце апреля 2022 года.
Участники стратегической сессии обсудили следующие вопросы:
● расширение регионального приема в вузы на ИТ-специальности;
● привлечение профессоров, совмещающих работу в образовательной организации и в ИТ-компании;
● эффективная организация ИТ-образования для студентов различных направлений подготовки и слушателей программ дополнительного образования (переподготовки);
● ускорение прикладной подготовки через изменение структуры учебных планов;
● обеспечение региональных вузов квалифицированными педагогическими кадрами;
● взаимодействие вузов с работодателями;
● мониторинг качества подготовки ИТ-кадров.
Руководитель Национального агентства рассказал о нескольких механизмах, обеспечивающих связь между образовательными учреждениями и рынком труда. Одним из них, отметил Шадрин, является совмещение государственной итоговой аттестации (ГИА) и независимой оценки квалификаций (НОК). Совместно с Минобрнауки России Национальное агентство реализует пилотный проект ГИА/НОК, в котором участвуют несколько десятков университетов, в том числе Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет ЛЭТИ – по специальностям цифровой экономики.
Вторым механизмом, который предполагает вовлечение работодателей в процесс подготовки студентов, является, по словам Артема Шадрина, профессионально-общественная аккредитация образовательных программ. «Сотни учебных программ уже прошли профессионально-общественную аккредитацию, что позволило университетам и колледжам получить рекомендации компаний по совершенствованию содержания этих программ», – сообщил руководитель Национального агентства.
Также Артем Шадрин рассказал о реализации на вузовских площадках системы проектного обучения, создании совместных подразделений работодателей и университетов в форматах базовых кафедр, исследовательских центров, лабораторий и факультетов. Непосредственное участие предприятий в образовательном процессе повышает практикоориентированность высшего образования, обеспечивает соответствие знаний и навыков выпускников требованиям рынка труда, подчеркнул он.
Предложения относительно механизмов поддержки развития системы профессиональной подготовки кадров в сфере ИТ также высказали член комитета СФ по бюджету и финансовым рынкам Дина Оюн, член комитета СФ по конституционному законодательству и государственному строительству Артем Шейкин, заместитель министра науки и высшего образования РФ Дмитрий Афанасьев, заместитель директора Департамента координации программ и проектов Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ Александр Абрашкин, а также руководители ведущих российских вузов, представители бизнес-структур и некоммерческих организаций IT-сферы,