Новости
27.10.2022
В Красноярске обсудили вопросы развития Национальной системы квалификаций

26 октября состоялся IV Красноярский межрегиональный форум «Национальная система квалификаций – драйвер формирования трудовых ресурсов». Мероприятие прошло при поддержке Национального агентства развития квалификаций

Открывая форум, генеральный директор Национального агентства Артем Шадрин  рассказал о векторах развития Национальной системы квалификаций (НСК). Как отметил спикер, ключевая задача НСК – обеспечение соответствия профессиональных стандартов и содержания образовательных программ требованиям рынка труда. Система профессиональных стандартов должна быть эффективной и гибкой. 16 октября вступил в силу приказ Минтруда России №410н от 11 июля 2022 года, утвердивший обновленное Положение о разработке квалификаций и требований к квалификациям, на соответствие  которым проводится независимая оценка квалификации. Положение ускорит актуализацию профквалификаций (ПК) и сократит срок их разработки до 1,5-2 месяцев.

Шадрин также рассказал о Всероссийском конкурсе лучших практик подготовки кадров «Проектное обучение – шаг в будущее» и пригласил  к изучению кейсов победителей и призеров конкурса.

Руководитель Национального агентства также поделился с участниками форума информацией о реализации пилотного проекта по совмещению государственной итоговой аттестации и независимой оценки квалификации (ГИА-НОК) в вузах. В текущем учебном году в проекте приняли участие 24 университета, в 2022/23 году круг участников проекта планируется существенно расширить. Для этого до конца года по вузам будут разосланы методические рекомендации по проведению ГИА-НОК, в подготовке которых приняли участие специалисты Минобрнауки России, Рособрнадзора и Национального агентства развития квалификаций. Авторы проекта надеются, что качественное методическое сопровождение повысит интерес образовательных учреждений к участию в проекте.

В качестве важного механизма передачи знаний и навыков Артем Шадрин также назвал наставничество. Благодаря наставникам новым сотрудникам удается быстрее приобрести практический опыт работы, ноу-хау и неявные знания, нередко составляющие значительную часть профессионального мастерства. Такой подход ускоряет встраивание новичков в бизнес-процессы, повышает производительность труда, снижает процент брака и уровень различных рисков.

Шадрин также сообщил о расширении обязательного применения независимой оценки квалификации (НОК). Так, с 1 марта 2025 года НОК станет обязательной для работников сферы пожарной безопасности. Это будет один из наиболее масштабных шагов на пути внедрения НОК.

Директор Красноярского краевого центра профориентации и развития квалификаций Зульфия Галеева рассказала об участии в таких проектах Базового центра, как  «Профессиональный экзамен для студентов», «Компетенции XXI века», «НСК – конструктор карьеры» и «Квалификация «Наставник»». Кроме этого, центром реализуются региональные проекты.

В этом году в Красноярском крае проходит конкурс «Диплом качества профессиональной ориентации», цель которого –  выявление лучших образовательных и методических организаций в сфере профориентации. Также в регионе ведется обучение волонтеров профориентации, –  в рамках программы «Волонтерская лаборатория новых форм» прошли обучение 1435 человек, 600 будущих волонтеров продолжают подготовку.  сами знакомятся с профессиями, учатся вести переговоры, вырабатывают другие гибкие навыки. Волонтеры  знакомятся с профессиями, учатся вести переговоры, вырабатывают другие гибкие навыки, чтобы в будущем помочь учащимся школ и СПО в выборе профессии. На этом поле, как считает Галеева, предстоит сделать еще очень многое. Она привела в пример данные исследования Национального агентства, проводившегося в мае 2022 года, в котором приняли участие 3 тыс. учащихся СПО. Согласно полученным данным, 42% респондентов сказали, что выбрали свою профессию не осознанно, по случайному стечению обстоятельств.

Заместитель начальника управления социальной политики Липецкой области Елена Походаева презентовала систему стратегического прогнозирования и мониторинга трудовых ресурсов, разработанную в рамках государственно-частного партнерства в регионе. Система позволяет на основе данных о численности персонала организаций-работодателей, штатного расписания, информации о текучести кадров за прошлые годы прогнозировать потребность организаций в кадрах, их компетенциях, а также корректировать контрольные числа приема учебных заведений.

Пользователями системы являются работодатели, государственные и муниципальные органы власти, образовательные организации. Согласно заложенному математическому алгоритму, если в систему будут загружены данные за прошедшие 9 лет, горизонт планирования потребности в трудовых ресурсах также увеличится до 9 лет. Это позволит прогнозировать требуемое количество студентов СПО для всех специальностей. Точность прогнозирования зависит от охвата работодателей, которые внесли в систему свои данные. Создатели системы планируют, что в ближайшее время все организации Липецка с численностью персонала более 100 человек и все организации других муниципалитетов области, в которых работает свыше 20 человек, станут пользователями данного программного продукта. Работодателям ИТ-ресурс позволяет планировать потребность в рабочих местах и квалификациях персонала с учетом развития бизнеса и текучести кадров.

На первой сессии форума также выступили заместитель руководителя Центра компетенций Департамента строительства города Москвы Елена Звонарева, директор Центра оценки профессионального мастерства и квалификации педагогов Светлана Горностаева и эксперт в области человеческих ресурсов «hh.ru Сибирь» Оксана Штейнебрейс.

Темой второй сессии форума стало наставничество. По данным мониторинга Базового центра подготовки кадров, в течение последних трех лет наблюдается устойчивый рост интереса к наставничеству. 72% образовательных организаций и 52% работодателей назвали наставничество основным условием партнерства бизнеса и образования. В  2019 году Базовый центр провел конкурс лучших практик подготовки кадров «Развитие наставничества на рабочем месте», на основании которого была сформирована  методическая база, содержащая инструментарий для развития наставничества на предприятиях.

Комментируя данную тему, заместитель генерального директора Национального агентства Алла Факторович отметила, что на сегодняшний день понятие «наставничество» не закреплено в правовом поле, хотя практика наставнической работы существует. Руководитель Базового центра Ольга Клинк предположила, что институализация наставнической деятельности может быть реализована через разработку профессионального стандарта «Наставник». Создание профстандарта даст возможность разработать требования к наставнической деятельности, обосновать систему поощрения и организовать системное повышение квалификации специалистов, задействованных в  наставничестве.

Разговор о наставничестве на сессии форума продолжили практик, коуч PCC ICF Юлия Овечко, начальник центра научно-технической информации и библиотек Красноярской железной дороги Татьяна Елистратова, директор ГБПОУ Московской области «Щёлковский колледж» Флора Бубич. 


Смотрите трансляцию форума по ссылке - https://vk.com/wall-139682996_3627

Согласие на обработку файлов cookies
Продолжая использовать сайт, Вы даете АНО НАРК (ИНН 7 710 475 530), согласие на обработку файлов cookies и пользовательских данных. Если Вы не хотите, чтобы Ваши вышеперечисленные данные обрабатывались, просим отключить обработку файлов cookies и сбор пользовательских данных в настройках Вашего браузера или покинуть сайт.