На полях Форума-выставки «Российский промышленник» и Всероссийского форума «Национальная система квалификаций России» состоялось интервью заместителя генерального директора Национального агентства развития квалификаций Аллы Факторович изданию «Петербургский дневник». Предметом разговора стали цели и задачи независимой оценки квалификаций, развитие системы наставничества и профессионально-общественной аккредитации образовательных программ
«Соискатель через процедуру независимой оценки квалификации подтверждает практические навыки, его профессиональные компетенции соответствуют тем требованиям, которые сегодня предъявляет рынок труда и которые зафиксированы в профессиональных стандартах. Иными словами, подтверждает, что он готов самостоятельно, качественно, компетентно выполнять профессиональные задачи, профессиональные функции, – сказала Алла Факторович. – Профессиональные экзамены – не про то, что вы знаете, а про то, что вы умеете... Это пропуск в профессиональную жизнь».
В разговоре была затронута тема реализации проекта по совмещению государственной аттестации и независимой оценки квалификации в вузах и колледжах. Как отметила Факторович, в колледжах и техникумах проект проводится с 2018 года, и сейчас совмещенный экзамен ГИА-НОК проводит каждая десятая организация СПО. В высшем образовании пилотный проект реализуется второй год, в нем в этом году приняли участие 29 университетов. Профессиональный экзамен, по данным эксперта, становится все более востребованным и среди выпускников, и в среде их родителей.
Заместитель генерального директора Национального агентства рассказала, что идея независимой оценки квалификации возникла в том числе и как ответ на результаты исследования делового климата, проводимого Российским союзом промышленников и предпринимателей. Один из блоков этого исследования посвящен тому, насколько работодатели удовлетворены квалификацией действующих и потенциальных сотрудников. «Треть работодателей говорит о том, что они не готовы к технологическим прорывам именно потому, что им не хватает квалифицированных кадров. 91% работодателей считают, что практических навыков у выпускников нет, да и теоретические тоже западают», – констатирует Факторович.
Несомненное преимущество НОК заключается в том, что оценку квалификации проводят представители работодателей, отмечает эксперт Национального агентства. «Градус объективности оценки повышается, и степень доверия, соответственно, также», – говорит Факторович.
В интервью зашел разговор и о наставничестве в связи с подготовкой профессионального стандарта «Наставник». «Наставничество – это деятельность, которая требует от человека усилий, его дополнительной подготовки. Проводить отбор в наставники необходимо, поскольку не каждый сможет выполнять эту роль, – считает спикер. – Но без мотивации, без желания ни одна деятельность не осуществляется. Профессиональный стандарт поможет поддержать наставничество как полноценный, востребованный вид профессиональной деятельности».