Новости
20.10.2023
Эксперты обсудили кадровый дефицит в строительстве

18 октября в Санкт-Петербурге в рамках III Международного строительного чемпионата прошел круглый стол «Развитие рынка рабочих профессий в строительстве», в работе которого принял участие генеральный директор Национального агентства развития квалификаций Артем Шадрин

Вопрос кадрового голода в строительстве, особенно в сегменте рабочих профессий, становится все более актуальным. По данным, озвученным заместителем Председателя Правительства Российской Федерации Маратом Хуснуллиным в сентябре этого года, в настоящее время российскому строительному сектору не хватает порядка 50 тысяч квалифицированных рабочих. При этом в ближайшие годы дефицит будет расти: к 2030 году он может составить 400 тысяч человек. Количество иностранных рабочих, за счет которых кадровый дефицит в отрасли компенсировался в последние годы, снижается.

Руководитель Кадрового центра Минстроя РФ Елена Сенкевич считает, что основными причинами кадрового дефицита являются демографические факторы и общее снижение престижа рабочих специальностей в строительстве. Участникам строительного рынка нужно стараться ликвидировать непонимание карьерных траекторий учащимися с помощью формирования положительного имиджа строительства как системообразующей отрасли для экономики регионов и страны, считает эксперт.

Артем Шадрин рассказал, что год назад на строительном чемпионате в Казани обсуждался проект Плана мероприятий («дорожная карта») по развитию кадрового потенциала в строительной отрасли, а в начале сентября данный документ был подписан первым заместителем министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Александром Ломакиным. «Дорожная карта направлена на развитие системы профессиональных квалификаций, включая создание и актуализацию профстандартов, федеральных государственных образовательных стандартов, обновление образовательных программ, применение независимой оценки квалификации», – отметил Шадрин. В числе прочего дорожная карта включает реализацию федерального проекта «Профессионалитет», предполагающего развитие учебно-производственных кластеров, содействие популяризации строительных профессий, профориентации молодежи.

Руководитель Национального агентства также рассказал, что взаимодействие между работодателями и образовательными организациями может быть выстроено посредством совмещения государственной итоговой аттестации и независимой оценки квалификации (ГИА-НОК). На сегодняшний день в пилотном проекте ГИА-НОК приняли участие 29 университетов, включая Московский государственный строительный университет. «Системный эффект, который наблюдается благодаря внедрению этого механизма, заключается в возможности обеспечения максимально полного соотнесения образовательных программ и требований профстандартов. Это формирует дополнительные требования и для студентов с точки зрения их мотивации к освоению в полном объеме знаний и умений в рамках образовательных программ, и для образовательной организации для того, чтобы вовлекать индустриальных партнеров в реализацию образовательных программ, особенно в вопросе освоения практических умений с помощью стажировок, практик, прикладного проектного обучения», – сказал Шадрин.

Спикер отметил, что Минобрнауки России распространил по университетам методические рекомендации по реализации пилотного проекта ГИА-НОК в вузах, которые были подготовлены Национальным агентством совместно с советами по профессиональным квалификациям.

Кроме того, Артем Шадрин подчеркнул важность развития института наставничества на предприятиях, обеспечивающего передачу корпоративной культуры новым сотрудникам и сокращающего срок адаптации их на рабочем месте. Базовый центр подготовки кадров, входящий в структуру Национального агентства, уже несколько лет реализует проект «Квалификация “Наставник”» и подготовил методические рекомендации по внедрению наставничества на предприятиях. 

Заместитель генерального директора по управлению персоналом компании «Газстройпром» Алексей Чирков рассказал о развитии кадрового потенциала строительных специальностей. В компании работает корпоративный университет, создаются профильные кафедры в университетах (только в 2023 году были открыты три таких кафедры), в производственных подразделениях «Газстройпрома» действуют студенческие офисы. В числе приоритетных направлений сохранения и развития кадрового потенциала Чирков назвал обучение сотрудников вторым профессиям, внутренний аутстаффинг, внедрение системы оценки и рейтингования персонала, а также онлайн-мониторинг состояния вахтовых жилых городков с помощью «тепловой карты», составляемой на основе опросов сотрудников.

Заместитель генерального директора — директор Блока инженерных компетенций корпоративной академии Росатома Алексей Пономаренко в своем выступлении подчеркнул, что профориентационная работа по рабочим специальностям должна включать взаимодействие с родителями школьников, которые влияют на выбор ребенком профессии, опираясь на собственный жизненный опыт.

Спикер выделил ряд направлений взаимодействия с образовательными организациями:

  • создание региональных рейтингов преподавателей и наставников;

  • оперативный анализ данных для формирования контрольных цифр приема;

  • дополнение практики целевого обучения сетевыми целевыми, срочными и отложенными трудовыми договорами;

  • запуск программ «бережливого производства» в вузах и колледжах;

  • поддержка стартапов обучающихся и др. мероприятия.


На круглом столе также выступили депутат Государственной Думы, председатель Правления организации «Российские студенческие отряды» Михаил Киселев и генеральный директор ООО «ГазЭнергоСервис» Наталия Юркова. Модератором круглого стола выступила директор по развитию, руководитель проектного офиса НОСТРОЙ Елена Парикова.
Согласие на обработку файлов cookies
Продолжая использовать сайт, Вы даете АНО НАРК (ИНН 7 710 475 530), согласие на обработку файлов cookies и пользовательских данных. Если Вы не хотите, чтобы Ваши вышеперечисленные данные обрабатывались, просим отключить обработку файлов cookies и сбор пользовательских данных в настройках Вашего браузера или покинуть сайт.