В мае 2020 года студенты учреждений профессионального образования и ряда вузов прошли параллельно с выпускными экзаменами и независимую оценку квалификации. В этом году экзамен впервые был проведен онлайн. Пилотный проект реализует Национальное агентство развития квалификаций при поддержке Минпросвещения России и Минтруда России.
Реализация проекта «Профессиональный экзамен для студентов» началась силами АНО «НАРК» (Национальное агентство развития квалификаций) в 2018 году. Наиболее важной целевой группой для проведения независимой оценки квалификаций были признаны выпускники программ профессионального образования. Экзамен по оценке квалификаций проходит в центрах оценки квалификации или в экзаменационных центрах, созданных на базе колледжей, вузов, учебных центров, а в качестве экзаменаторов выступают эксперты центров оценки квалификации – представители работодателей. В прошлом году в пилотном проекте приняло участие 20 регионов. В 2020 году свою квалификацию в рамках пилотного проекта планировали около 2000 студентов из 29 субъектов России по квалификациям 17 отраслей экономики. В рамках пилота выпускники образовательных учреждений среднего профессионального образования сдают экзамен, по результатам которого могут получить два документа: диплом о среднем или профессиональном высшем образовании и свидетельство о квалификации.
Как отмечал ранее заместитель Министра труда и социальной защиты РФ Всеволод Вуколов, проект помогает сократить разницу между квалификацией, которая необходима работодателю, и квалификацией, которую обеспечивают образовательные учреждения.
Новый формат проведения профессионального экзамена.
В условиях сложившейся эпидемиологической ситуации, связанной с распространением коронавируса, профессиональный экзамен – его первая, теоретическая часть – впервые прошла в режиме онлайн. О таком подходе в Национальном агентстве развития квалификаций задумались еще до форсмажорных обстоятельств, осенью прошлого года, и это оказалось весьма актуальным решением. Цифровизация охватила практически все сферы нашей деятельности. Онлайн-обучение и проведение экзаменов, в том числе и экзамена на подтверждение квалификации, - еще один шаг вперед и новые возможности. Первые экзамены в новом формате прошли в мае 2020 года в Красноярске.
«Мы успешно протестировали работу системы проведения экзамена. Студенты могут сдавать теорию прямо из дома, - рассказывает Юлия Смирнова, первый заместитель генерального директора АНО «НАРК». – Практическую часть можно будет сдать позже. Таким образом, мы даем молодым людям возможность в комфортных (на сколько позволяют обстоятельства) условиях пройти независимую оценку квалификации. В этом году мы взяли наиболее массовые и важные профессии: это такие сферы, как ЖКХ, строительство, агросектор, социальная защита». Первыми сдать в режиме онлайн теоретическую часть профессионального экзамена по квалификациям в сфере жилищно-коммунального хозяйства удалось красноярским студентам. Новый формат делает независимую оценку квалификации более доступной для соискателей. Применение технологий, позволяющих верифицировать личность экзаменуемого и подтверждать достоверность результатов онлайн-экзаменов фактически открывает возможность оценивать квалификацию, «не выходя из дома».
Возможность принять участие в проекте для учащихся профессиональных учебных заведений есть у всех субъектов Российской Федерации. В ряде регионов созданы методические центры и координационные органы, в которые входят представители исполнительной власти и работодателей, и они сами отбирают организации, которые готовы поучаствовать в проекте. К процессу подключены также советы по профессиональным квалификациям.
Как рассказала Юлия Смирнова, в 2020 году в профессиональный экзамен сдают и студенты ряда вузов. В прошлом году в проекте принял участие СПбГЭТУ «ЛЭТИ» (Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет, старейший электротехнический вуз Европы), в этом году больше вузов становится все больше. «Таким образом, к профессиональному экзамену мы подключаем не только студентов СПО. Вузы нам интересны и с той точки зрения, что такую оценку квалификации можно проводить и с учетом их модулей образования, то есть выпускники вузов могут набирать для себя дополнительные профессиональные квалификации, - поясняет Юлия Смирнова. - Это важно. Ведь сейчас в России нет формулировки «незаконченное высшее образование», и если студент по каким-то причинам прервал свое обучение в вузе после 2 или 3 курса, он приходит к работодателю просто с аттестатом о среднем образовании. А документы о подтвержденных квалификациях помогут ему выйти на рынок труда и зарабатывать».
Принимать ли участие в прохождении профессионального экзамена наряду со сдачей выпускных экзаменов, выпускники учебных заведений решают для себя сами. Но, как отмечают в АНО «НАРК», таких желающих становится все больше. «Студент, размышляя о том, что скоро он покинет свою альма-матер, понимает, что нужно иметь такое портфолио, с которым он будет чувствовать себя уверенно, придя к работодателю. И независимая оценка квалификации – это еще одно подтверждение того, что человек готов работать и зарабатывать», - отмечает Юлия Смирнова.
Кстати, по итогам прошлого года, из 1500 студентов, прошедших экзамен на подтверждение квалификации, его сдало только 42 процента. Это свидетельствует о том, что программы учебных заведений не всегда отвечают требованиям реалий сегодняшнего дня, конкретным знаниям и навыкам, которыми человек должен обладать в рамках своей квалификации. «Надо сказать, что и не все уже работающие специалисты успешно проходят экзамен – до 15 процентов не могут подтвердить свой уровень квалификации. Вот почему, в том числе, выгоднее сначала пройти теоретическую часть, а потом уже практическую, ведь к проведению экзамена готовятся не только сами участники, но и его организаторы, в том числе работодатели, закупая необходимые для практической части расходные материалы, - говорит Юлия Смирнова. – Мы рады, что часть образовательных учреждений, сотрудничающих с нами в рамках проведения экзамена на получение квалификации, сделали выводы и скорректировали свои программы. Фактически, профессиональный стандарт описывает те умения и знания, которые соискатель должен предъявить работодателю. Грамотные учебные заведения смотрят на профстандарт как на спецификацию для себя. Образовательная организация должна подготовить студента до «входного» уровня квалификации, чтобы он умел делать то, что описано в профстандарте для работников, к которым не предъявляются требования к опыту работы. Отрадно, что ссузы и вузы учатся пользоваться профессиональными стандартами. И у тех организаций, чьи студенты прошли независимую оценку квалификации, результаты работы лучше». Абитуриенты и их родители тоже постепенно учатся выбирать образовательные организации и образовательные программы, которые обеспечивают выпускникам получение, а главное – подтверждение квалификации. По словам, В. Е. Андреева, директора Санкт-Петербургского Колледжа водных ресурсов, после того как колледж включился в пилотный проект, конкурс на те специальности, по которым процедура итоговой аттестации совмещена с независимой оценкой квалификации, вырос почти вдвое.
Выпускники, имеющие, кроме диплома об образовании, еще и документ о подтверждении квалификации, более конкурентоспособны. Кстати, в этом году на портале «Работа в России» (официальный портал Роструда) у соискателей появилась возможность указывать эти данные. Кроме того, для молодых людей, участвующих в проекте «Профессиональный экзамен для студентов», есть и еще один важный бонус. Это гарантированное трудоустройство. Условие участия в проекте для образовательных учреждений – поиск работодателей, которые трудоустроят к себе тех выпускников, кто подтвердил квалификацию. Алла Факторович, заместитель генерального директора Национального агентства рассказала, что предприятия заинтересованы в молодых специалистах, подтвердивших квалификацию: «Участники пилотного проекта, успешно сдавшие профессиональный экзамен, сразу находят работу. Их ждут на производственных площадках публичных акционерных обществ «СИБУР Холдинг», «НОВАТЭК», "КуйбышевАзот", «Тольяттиазот», «Новокуйбышевский нефтеперерабатыващий завод», АО «Сибэко», предприятиях оборонно-промышленного комплекса Урала, в группе компаний «Каспийская энергия», в том числе Астраханском судостроительном производственном объединении, других организациях. Есть и такие ответственные компании, которые сохраняют рабочие места для молодых людей, ушедших в армию: специалист с подтвержденной квалификацией ценится на рынке труда».
«Мы ожидаем, что по мере развития нашего проекта «Профессиональный экзамен для студентов» будет расти количество выпускников организаций среднего профессионального образования и вузов, которые выйдут на рынок труда с подтвержденной квалификацией, - подчеркивает Юлия Смирнова. – И мы уверены, что работодатели понимают ценность таких специалистов. Россия все больше будет становиться похожей на другие страны, где подобный подход – стандартен и привычен. Кстати, в США, Канаде, Австралии, например, при переезде из штата в штат специалист обязан заново подтверждать свою квалификацию. У нас же в стране документ о подтверждении квалификации, который получают специалисты, успешно сдавшие экзамен, един и действителен на всей территории РФ, в любом регионе».
В ближайшем будущем к проекту подключится еще больше регионов. Кроме того, предполагается, что вскоре возможность сдачи профессионального экзамена для студентов будет распространена на всю территорию страны, проект будет работать на постоянной основе. Как отметили в АНО «НАРК», еще в 2019 году Минтруда РФ предложил обеспечивающие работу такого процесса поправки в законодательные акты, в частности, в Закон «О независимой оценке квалификаций». Поправки предусматривают возможность направлять граждан на прохождение независимой оценки квалификаций от служб занятости и от учебных организаций. Сейчас эти законодательные предложения находятся в стадии рассмотрения.